В последние годы в Российской Федерации принят целый ряд документов, касающихся экспертиз. Поэтому нельзя сказать, что отрасль не регулируется совсем. Однако то, как она регулируется, вызывает серьезную озабоченность, особенно экспертизы и обследование зданий и сооружений.
В строительстве в настоящее время создана некоторая нормативно-правовая база, сформулированы основные позиции, касающиеся экспертизы зданий и инженерных изысканий.
а) порядок взаимоотношений изыскательских организаций с заказчиками;
б) регламентация состава проектов, в том числе и разделов, для разработки которых необходимо проводить инженерные изыскания;
в) общий порядок организации инженерных изысканий.
И тому подобное. Однако, с вступлением в силу с 1 июля 2003 года Федерального закона «О техническом регулированиии», преобразованием Госстроя России произошли существенные изменения в статусе некоторых нормативных документов. Признаны недействующими СНиП 11-01-95, СНиП 10-01-94, СНиП 22-02-2003, временный классификатор строительной деятельности.
В соответствии с рядом законодательных актов институт лицензирования строительной, проектной и изыскательской деятельности в ближайшее время может быть отменен. Сейчас в области экспертизы строительства и инженерных изысканий для строительства возникла очень сложная правовая ситуация. Не только рядовые изыскатели и эксперты, но и руководители более двадцати тысяч экспертных и изыскательских организаций России сегодня не знают, каковы легитимные требования проектировиков к изысканиям, по каким нормативам нужно работать, какие виды работ должны лицензироваться. Для того чтобы ответить хотя бы на некоторые поставленные вопросы, необходимо проанализировать последствия появления тех или иных нормативно-правовых актов…
Экспертиза зданий должна по идее подпадать под саморегулирование с 2010 года. Институт лицензирования прекращается, вместо него в строительстве вводится саморегулирование. Однако по поводу зданий и их экспертизы вопрос не решен, отсутствует аналогия со строительством, а это не одно и то же. Всем известно, что в России на сегодняшний день принят всего один технический регламент. Это многократно повторялось и повторяется на различных заседаниях, круглых столах или конференциях одновременно с нелестными замечаниями в адрес ФЗ «О техническом регулировании» и его разработчиков. Вместе с тем не так широко известен тот факт, что работа над техническими регламентами ведется. Даются задания, тратятся деньги и часы работы. Однако конечный результат на выходе получается не соответствующим ожидаемому, поэтому принимать получившиеся документы просто опасно. Связано это с тремя причинами. Во-первых, разработка регламентов, как правило, ведется в какой-нибудь одной организации, односторонне знакомой с конкретной отраслью: это либо только строитель, либо проектировщик, либо изыскатель. Таким образом осветить весь круг вопросов, касающихся, например, безопасности здания, нельзя. Во-вторых, не так уж много осталось специалистов, способных разработать действительно качественный нормативный документ. Но их и не всегда привлекают к работе. В третьих, само профессиональное сообщество не особо активно принимает участие в разработке технических регламентов для себя. В итоге мы имеем то , что имеем.
Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2007 г. №1930-р внесены изменения в Программу разработки технических регламентов, в которой под п.2 значится технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Срок представления проекта технического регламента в Правительство Российской Федерации — июнь 2008 г.
Безопасность зданий и сооружений в решающей степени зависит от качества проекта, который в свою очередь базируется на результатах инженерных изысканий. Неполноценно проведенные изыскания могут привести в лучшем случае к существенному удорожанию строительства, а в худшем — свести на нет результаты труда проектировщиков и строителей: здание или сооружение попросту придет в негодность, не дожив до конца положенного ему по проекту срока эксплуатации. Поэтому появления подобного документа с нетерпением ждут все специалисты, работающие в области изысканий и строительства.
Курирование строительных экспертиз и инженерных изысканий
Раньше (не считая, разумеется, правительственных подразделений) инженерные изыскания, по существу, курировал по сути один Госстрой России, и все знали, куда именно нужно обращаться по тем или иным вопросам, то сегодня этим занимается, по крайней мере, десять различных структур, включая ведомства, общественные организации и т.д. Приведем некоторые из них: Минрегион России, Госстрой, Минпромэнерго, федеральное Агентство по техническому гегулированию и метрологии, ТКС Строительство», ОАО «ПНИИИС», ЗАО «ЦНС», две Ассоциации по инженерным изысканиям в строитель-гтве. РОИС, Союз архитекторов и т.д. Госстрой России не являлся и не является идеальным ведомством, однако то, что сегодня в управленческой сфере происходит рассредоточение функций в области нормирования строительной деятельности, вряд ли приведет к улучшению ситуации и повышению качества и надежности материалов инженерных изысканий.
Новый пакет нормативных правовых документов
Вероятно, дискуссия, развернувшаяся в обществе по поводу несовершенства федерального законодательства и, особенно, лишения государственных органов власти субъектов РФ права решать на своих территориях важнейшие вопросы в сфере архитектуры и градостроительства (и в том числе в области проектно-изыскательской деятельности) дала свои плоды. В 2005-2007 гг. появился ряд законов (от 31.12.2005г. № 206-ФЗ, от 51.12.2005г. №210-ФЗ, от 31.12.2005г. ЧЛ99-ФЗ), и постановлений Правительства РФ (№20, №363, №145), которые внесли изменения в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты, указанные на схеме и определили принципиальную стратегию дальнейшего развития инженерных изысканий (см. Пакет федеральных нормативных правовых актов…). Основные регламентации в части ннженерных изысканий коснулись следующих положений: Дано определение понятия «результаты инженерных изысканий»; установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий
• Установлена ответственность за некачественную экспертизу результатов инженерных изысканий;
• В январе 2006г., (по-видимому, это непосредственно связано с выше перечисленными законами) впервые появился нормативный правовой акт федерального уровня, непосредственно касающийся инженерных изысканий Постановление Правительства РФ N 20 «Об инженерных изысканиях».
В упомянутом постановлении следует выделить три ключевых позиции, имеющих решающее значение для организации производства инженерных изысканий, и в какой-то мере восполняющих пробелы Градостроительного кодекса, касающиеся функций органов государственной власти субъектов РФ в части изысканий:
• в перечень изыскательских работ включены обследования состояния грунтов оснований зданий и соору жений, их строительных конструк ций вид работ, который прежде в соответствие с классификатором Госстроя России включался в про ектные работы, что приводило крез- кому снижению их стоимости по сравнению с реальными затратами;
• органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право разрабаты вать и утверждать по согласова нию с Минрегионом России по- изысканий на соответствующей территории;
содержание и состав изыскательских работ определяется Минрегионом России (т.е. существенно упрощается механизм утверждения нормативов по изысканиям). Таким образом, идеология Постановления №20 позволяет перейти от декларативных и трудно реализуемых постулатов Градостроительного кодекса к практическим действиям по нормативному обеспечению изыскательских работ как в целом по России, так и на территориях субъектов РФ с учетом специфики природно-техногенных условий этих регионов. Несмотря на явный прорыв в сфере управления изыскательской деятельностью, ряд позиций вышедших документов вызывает вопросы. Например, в ст.47, часть 41 измененного Градостроительного кодекса дано весьма расплывчатое определение «результатов изысканий», включающее в себя целый ряд позиций, не имеющих отношения к результатам. Поэтому изыскателям будет очень сложно представлять документацию такого рода. Тем более, становится совершенно нереальным выполнение части 5 ст.49 о необходимости соответствия результатов инженерных изысканий техническим регламентам, что и является предметом государственной экспертизы проектной документации.
Помимо строительной, мы делаем экспертизу подписей, автороведческую и лингвистическую экспертизы, а также оценку ущерба автомобилей и квартир для суда.